В середине сентября 2025 года на границе Казахстана и России образовались многокилометровые пробки, в которых застряли фуры с огромным количеством товаров. СМИ сообщают об очереди из фур - скоплении до пяти тысяч машин на нейтральной полосе в районе КПП Бугристое, Жайсан, Веселоярск, Петухово, а также в пунктах пропуска Сагарчин, Желкуар, Жайсан и Мамлютка.
Причина проста: Россия усилила контроль, увеличилось время досмотров, расширились требования к документам, а также начались проверки на соответствие санитарным и фитосанитарным нормам.
По информации Минтранса РК, пробки напрямую связаны с ужесточением мер со стороны РФ: дополнительный досмотр грузов, проверка документов и сертификатов на границе, регистрация перевозчиков через электронную очередь и RU ID.
Часть товаров попадает под особый надзор – это серый импорт и товары двойного назначения, которые могут нарушать санкционные режимы.
Для бизнеса это означает простои: некоторые перевозчики уже сообщают о задержках поставок в Москву, склады пустеют, а сколько еще будет стоять груз - неизвестно.
Главный риск для предпринимателей заключается в непредсказуемости. Серая логистика кажется дешевым и быстрым решением, но в реальности несет колоссальные риски: блокировки на границе, изъятие документов, рост затрат на хранение и перегрузку терминалов. Особенно страдают предприниматели, заранее не осведомленные о схемах логистов, использующих серые пути доставки.
Казахстан официально подчеркивает: в рамках ЕАЭС должно сохраняться свободное перемещение товаров. Однако реальность показывает, что даже союзные договоренности не защищают бизнес от внезапных ограничений, если речь идет о неофициальных или «серых» схемах.
Сегодня предприниматели ищут пути минимизировать риски:
• использование альтернативных маршрутов доставки из Китая, минуя загруженные переходы
• переход на белую логистику, где все документы соответствуют требованиям и нет угрозы простоев на границе